Рассмотренная блок-схема системы управления содержит полный набор автоматических устройств и систем, необходимых для создания современного робота, наиболее полно отвечающего функциональным требованиям. Однако не всегда упомянутые выше задачи решают в автоматическом режиме с помощью соответствующих технических устройств и программ.
В "массовой" робототехнике многие из этих задач берет на себя оператор. Он планирует движения, сам выбирает траекторию и режим перемещения по ней. Заданная им информация запоминается и в дальнейшем при выполнении той или иной технологической операции многократно воспроизводится. Поэтому такой способ программирования носит название "программирование методом обучения". При этом полностью отпадает необходимость в интерполяции и решении задачи расчета обобщенных координат. В результате система управления предельно упрощается: реализуются функции только запоминания программы и ее отработки.
Тенденцию максимального освобождения человека-оператора от решения указанных задач обуславливают два важных обстоятельства.
1. Усложнение автоматизируемых технологий с форсированными по скоростям и нагрузкам процессами, при которых человек в силу своих физиологических ограничений не способен качественно управлять системой, а может "вмешаться" в нее на уровне задания цели, т. е. на более высоком уровне иерархии управления.
2. Требования сокращения сроков подготовки производства особенно мелко- и среднесерийного, доли которых непрерывно растут.
Развитию этой тенденции способствует тот факт, что задачи верхнего уровня, имеющие геометрический или кинематический характер, достаточно хорошо проработаны и могут быть решены с помощью современных средств аналоговой и цифровой техники. Кроме того, к настоящему времени уже созданы технические средства, в той или иной мере моделирующие органы чувств человека (системы технического зрения, осязания и т. п.). Включение этих средств в систему управления робота позволяет существенно расширить его функциональные возможности [8] и логически завершить решение задачи автоматизации управленческих функций оператора. Иными словами, тенденция заключается в замене программирования методом обучения на аналитическое программирование. Реализация этой тенденции в полном объеме позволит говорить о создании адаптивного робота, решающего проблему исключения специальной оснастки, необходимой в настоящее время для работы любого робототехнического устройства.