При выполнении многих технологических операций к роботам предъявляют жесткие требования по плавности и точности выполняемых движений.
В позиционных и контурных системах робототехники точность выполнения движений всецело определяется качеством нижнего уровня I управления, включающего системы регулирования и стабилизации характеристик приводов.
Как правило, контур регулирования образован механическими передачами, датчиком обратной связи, блоком сравнения программных координат робота с их текущими значениями и усилительно-преобразователь — ным устройством, в функции которого входит усиление сигнала рассогласования, полученного от блока сравнения, и преобразование его в параметры механического движения — ускорение, скорость, перемещение.
Очевидно, точность и устойчивость выполняемых движений в такой системе определяются качеством всех указанных выше элементов, а именно точностью и местом установки датчика обратной связи, количеством и технологическими погрешностями выполнения механических передач, наличием зазоров и трением в них, параметрами усилительно-преобразо — вательного устройства.
Известно, что для повышения точности автоматической системы желательно совмещать точку наблюдения (место установки датчика обратной связи) и точку управления (выход усилительно-преобразовательного устройства) с управляемым звеном. При этом максимально укорачивается контур регулирования, так как из него полностью удаляется кинематическая цепь привода.
В полной мере такое технически целесообразное предложение дает эффект только в рамках так называемого пассивного способа управления [26], суть которого заключается в следующем. Движение любой механической системы определяется действующей на нее эффективной силой, равной разности активных и пассивных сил. Активные силы задаются источником мощности, пассивные определяются реакциями связей, в частности силами трения. В любой управляющей системе присутствуют обе составляющие. В зависимости от того, какая из них используется для управления движением, т. е. регулируется усилительно-преобразовательным устройством, различают [12] активное и пассивное управление.
Активное управление подробно исследовано и широко применяется в том числе и в устройствах робототехники. Оно предполагает регулирование энергии, поступающей на силовой двигатель, от которого к исполнительному звену ведут кинематические цепи. Пассивное управление производится непосредственно в механической цепи, усилительно-пре — образовательное устройство здесь играет роль управляемого тормоза.