Представляет интерес выяснение условий передачи речи с точки зрения теории информации [25], так как такой подход может помочь установить необходимые требования для роботов.
Автором этих строк указывалось [25], что для передачи речи в полосе частот шириной 5000 Гц при отношении мощности сигнала к мощности шума 1000 (или 30 дБ) пропускная способность канала должна составлять 50 000 бит/с. Хотя для передачи обычной речи и требуется такая пропускная способность, известно,
что мозг не в состоянии декодировать и использовать информацию с такой скоростью. Фланаган [9 ] описал множество попыток оценки «силлабической» скорости; на их основе было высказано предположение, что мозг человека практически не способен обрабатывать информацию, поступающую со скоростью более 50 бит/с. Наибольшая достижимая реальная скорость, возможно, еще меньше. Например, оператор, принимающий сигналы азбуки Морзе, поступающие со скоростью 35 слов/’мин, воспринимает их с силлабической скоростью только лишь 6 бит/’с.
В особых обстоятельствах мозг, тем не менее, может обрабатывать информацию и с более высокой скоростью. Якобсон предложил для пропускной способности уха человека оценку в 8000 бит/’с, руководствуясь тем, что средняя пропускная способность каждого нервного волокна, отходящего от улитки уха, составляет около 0,3 бит/с.
Человек способен понимать речь со скоростью нескольких сотен слов в минуту. Следовательно, скорость восприятия фонем (элементарных составляющих речевого сигнала) около 20 в секунду. Купер [11] объясняет расхождение между этой высокой скоростью и пропускной способностью слухового аппарата (около 6 бит/с) тем, что процесс кодирования фонем происходит параллельно.
Если человек практически не способен обрабатывать информацию, поступающую со скоростью большей 50 бит/с, то, стало быть, нет необходимости в конструировании роботов общего назначения с большими возможностями в этом отношении. Однако для специальных применений будут полезны роботы, способные обрабатывать слышимую информацию, скорость передачи которой превышает возможности человека.