Использование электродвигателей для механического приведения в движение конечностей робота очень привлекательно. Это объясняется наличием большого выбора соответствующих устройств и гибких методов управления, но, наверно, главным образом тем, что электрическая энергия, необходимая для зарядки силовых аккумуляторных батарей, почти повсеместно распространена. Даже в робототехнических устройствах, предназначенных для космоса, желательно использовать электрические исполнительные механизмы, поскольку электрические аккумуляторы могут подзаряжаться от солнечных батарей.
Электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов весьма удобны для электропривода. И не только потому, что коэффициент полезного действия этих двигателей достигает 60% по сравнению с 40% для двигателей с электромагнитным возбуждением, но также и потому, что они дешевле, бесшумнее, меньше по габаритам и легче, чем машины с обмоткой возбуждения. Особенно малой массой характеризуются современные двигатели с металлокерамическими магнитами.
Однако скорость вращения двигателей, как правило, чересчур велика для непосредственного использования в приводе, поэтому необходим редуктор, который не только понижает скорость до нужной величины, но и увеличивает выходное усилие или момент. К сожалению, коэффициент полезного действия зубчатой передачи мал и изменяется приблизительно от 80% при малых передаточных числах до 30% при больших, которые, по всей видимости, и будут необходимы для робототехнических применений.
Допустимая масса —наиболее важный фактор при выборе электродвигателя для робота. Максимальное значение коэффициента полезного действия будет получено при работе двигателя с мощностью, равной половине максимальной, что позволит сократить до минимума затраты в электрической энергии и потребление тока от источника питания. Кроме того, преимущество большого по габаритам двигателя заключается в наличии большей величины пиковой мощности для использования в случае аварии и при других особых обстоятельствах. Однако при этом постоянно Должна переноситься дополнительная масса. Это большой недостаток для некоторых конкретных применений роботов, например при их транспортировке космическим кораблем для работы в открытом космосе.
Для многих применений роботов такой весовой (или стоимостный) «штраф» за использование двигателей увеличенных габаритов будет недопустим, поэтому отношение мощности к массе должно максимально увеличиваться за счет использования малогабаритных двигателей, работающих с максимально возможной выходной мощностью. Компромисс между массой и к. п. д. необходим почти для всех обычных применений робота, причем при исследовании этого вопроса не следует исключать из рассмотрения и массу батарей источника питания.
Некоторые двигатели для робототехнических применений должны допускать эксплуатацию в условиях непрерывного режима короткого замыкания на протяжении значительных временных интервалов. Например, если робот должен сохранять зажимное усилие или удерживать какой-то груз, усилие прикладывается непрерывно, хотя движение отсутствует. Если обычный двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением стопорится при постоянном напряжении питания, то потребляемый пусковой. ток становится сравнительно большим из-за отсутствия противо-
э. д. с., которая обычно ограничивает его величину. Для предотвращения чрезмерного потребления тока от источника питания можно использовать автоматические выключатели с максимальной токовой защитой, срабатывающие при достижении током некоторой заданной величины, а в некоторых случаях и механические концевые выключатели для отключения питания. Тем не менее современные методы управления двигателями позволяют осуществить режим непрерывного короткого замыкания при сохранении постоянного значения тока; имеется также хорошая перспектива использования методов, базирующихся на постоянстве момента, а не скорости. Методы, основанные на постоянстве момента, широко используются применительно к подъемнотранспортному оборудованию. Разработанные в последнее время новые методы построения привода с постоянным моментом обеспечивают, однако, гораздо более гибкое управление, чем те, которые реализуются в транспортных тележках, подъемных кранах и лифтах [42, 43].
В протезах обычно используется двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов на 12 В с начальным пусковым моментом 0,012 Н-м. Через зубчатую передачу и само — тормозящийся винт он обеспечивает силу сжатия пальцев в 25 Н. Для питания используются аккумуляторные батареи (15,6 В; 0,9 А-ч).
В тех случаях, когда в качестве источника механической энергии для робота используются вращающиеся электрические машины, обычно необходима значительная редукция скорости вращения. Последнее можно осуществить применением червячного редукционного механизма, дающего во многих случаях то допол
нительное преимущество, что передача может быть сделена само — тормозящейся. Реакция от груза не будет тогда вызывать поворот вала двигателя после отключения питания, и благодаря этому предотвратите я дальнейшее движение груза.
Таким путем может быть сэкономлена энергия, поскольку отпадает необходимость в непрерывной ее подаче на приводной двигатель при стопорений, например, после того, как груз уже захвачен. Эта особенность наиболее важна в подвижных роботах, питание которых осуществляется от электрических аккумуляторных батарей.
К сожалению, червячная передача обладает свойствами, нежелательными для ряда применений: большими механическими потерями, противоположными направлениями вращения входного и выходного валов, значительной нагрузкой на отдельный зуб из-за того, что в каждый момент времени в зацеплении находится малое число зубьев. Все эти недостатки могут быть исключены введением простейшего варианта двухступенчатой линейной планетарной передачи, которая может дать передаточное отношение, скажем, 661 : 1, причем входной и выходной валы располагаются на одной линии и вращаются в одном направлении.
В некоторых случаях весьма привлекательно использование в приводе линейного индукционного двигателя при условии, что имеется или может быть легко обеспечено многофазное питание. Двигатель с печатным якорем [3, 20] представляет собой усовершенствованный вариант более раннего диского двигателя Барлоу для работы на постоянном токе. У этого двигателя большое отношение вращающего момента к моменту инерции, так что механическая постоянная времени может достигать 30 мс, в то время как в роторе нет стали и поэтому отсутствует возможность его магнитного насыщения. Это устройство представляется многообещающим для применения в роботах. Кроме того, оно обеспечивает получение малых скоростей без механической редукции.
Дэвис [44] полагает, что одно из самых высоких отношений мощности к массе и мощности к объему дает американский двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов типа «Глоб» (25 Вт, 12 В). Длина двигателя 80 мм, диаметр 40 мм, масса 0,3 кг.
Несмотря на то что к настоящему времени разработаны электрические муфты и тормоза различных типов, значительная масса и дополнительное потребление электроэнергии вынуждают считать нежелательным их использование в подвижных устройствах. Тем не менее в некоторых случаях целесообразно рассматривать возможность использования механического распределения энергии от центрального электрического или иного двигателя при помощи муфт. И действительно, в последнее время было разработано большое число разнообразных тормозов и муфт, например Для использования в счетных машинах.
Несколько удивительным кажется то, что в последнее время стали уделять много внимания электромагнитному тормозу, построенному на принципе возникновения вихревых токов, хотя он в принципе не способен к работе как раз при подходе к нулевой скорости. Тормозам других видов, например гистерезисному тормозу, который лишен указанного недостатка, тем не менее уделялось гораздо меньше внимания.