3Д БУМ

3Д принтеры и всё что с ними связано

РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

Робототехнические устройства уже применяются в некоторых местах, где люди даже не замечают их появления. На новой ли­нии лондонского метро используются самоуправляемые поезда [8, 9]. Само по себе это не ново [22], ибо уже на протяжении многих лет лондонское почтовое ведомство пользуется системой подземных поездов без водителей для перевозки почты между сортировочными участками [23, 34]. В настоящее время надеж­ность автоматического поезда настолько высока, что обслужи­вающий персонал на линии «Виктория» состоит из одного чело­века, а его функции сводятся к простому наблюдению. Отправле­ние и остановка поездов осуществляются автоматически, так же как ускорение и замедление движения. Если приборы сигнали­зируют опасность, поезд автоматически останавливается и воз­обновляет движение только тогда, когда появляется сигнал, указывающий, что путь впереди свободен. Стрелочник на этой линии заменен роботом с программным управлением, который всю неделю отправляет поезда по заданным маршрутам в соот­ветствии с расписанием. Центральный пульт управления этой линией, находящийся в Юстоне, обслуживается персоналом из двух человек. Впрочем, они вмешиваются и берут на себя управ­ление только в случае крайней необходимости. В остальном их задача сводится к наблюдению за работой робототехнической системы.

Пассажирам незачем размышлять о революционной сущности системы, осуществляющей их перевозку. На протяжении многих лет создание пассажирского робота-поезда считалось возмож­ным, и вот, наконец, он существует. Интересно, сколько пройдет времени, прежде чем присутствие человека-машиниста в каждом поезде перестанут считать обязательным [56, 57, 73, 74]?

Во Вьетнаме перед пассажирским поездом пускали автомати­ческий железнодорожный вагон, который использовался как для проверки пути, так и в целях защиты от возможных дивер­сий [60]. Такой робот может взрывать мины и сигнализировать машинисту следующего за ним поезда о любых препятствиях на пути. Он может двигаться со скоростью 65 км/ч. Этот вагон ча­стично управляется идущим следом поездом: для командных

сигналов используется частота 144 МГц, для предостерегающих сигналов—27 МГц. Эту разработку предполагается использо­вать и для других целей, часть которых относится к более мир­ным областям [61]. Автор был, например, свидетелем применения вагонетки с дистанционным управлением на частотах порядка 60 МГц для доставки пассажиров по воздушной канатной дороге к нефтяной скважине в океане.

Первые модели бортовых миноискателей автоматически при­водили в действие тормоза «джипа», как только на дороге обна­руживалась мина [65]. В Северной Ирландии использовалось робототехническое средство, известное под названием «Иешуа», которое дистанционно управлялось посредством гибких про­водов. Как только возникало подозрение, что в брошенном авто­мобиле находится мина-ловушка, «Иешуа» подкатывал к этому автомобилю, разбивал оконное стекло и бросал внутрь пакет со взрывчаткой, которая уничтожала автомобиль вместе с его смертоносным содержимым.

Существуют отдельные проекты создания высокоскоростных пассажирских транспортных средств, управляемых роботом [25, 25а, 26, 29, 36, 41—43]. Представляется, однако, несколько пре­ждевременным обсуждать способ управления автомобилем, в ко­тором предполагается присутствие пассажиров и который дви­жется по дороге шириной 12 м и со скоростью 50 км/ч без води­теля. Такое транспортное средство каждую секунду покрывает расстояние в 14 м, т. е. большее, чем ширина дороги, и, управляя им, водитель должен видеть как можно дальше, чтобы избежать катастрофы, что непременно должно быть принято во внимание при теоретическом исследовании вопроса. Надежда на высо­кую скорость реакции представляется весьма шаткой, поскольку игнорируется не только практическая невозможность создания механизма, имеющего столь гибкое управление, но и истннная природа контакта между колесами и дорогой. В дождливую погоду, как мы знаем, управление может быть потеряно.

Для любых предложений по сайту: [email protected]