Разновидностью робототехнической сетчатки, в которой применяются волоконно-оптические световоды, является глаз «Ии — три». Здесь используются два переплетенных пучка световодов; один для переноса света от его источника к объекту, а другой для обратного переноса — от объекта к матрице оптических чувствительных элементов. Сигналы с выхода элементов подаются на электронный блок распознавания. Последний не обрабатывает информацию, поступающую от сетчатки, если она освещена сильным светом, ослепляющим «глаз», или, наоборот, недостаточно освещена для распознавания, или если имеется замыкание либо другие неисправности. Эффективный диапазон видения такого устройства может изменяться в пределах от 1,5 до 50 мм и определяется требуемой разрешающей способностью и природой рассматриваемой детали. На расстояниях до 20 мм обнаруживаются смещения порядка +0,75 мм и можно рассчитывать на повышение достигнутой разрешающей способности путем усовершенствования оптики.
В конечном итоге можно надеяться на производство октаго нального глаза, содержащего около 1200 оптических элементов, приблизительной стоимостью менее 500 фунтов стерлингов.
13.4. ГЛАЗ,
СЛЕДЯЩИЙ ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ОБЪЕКТОМ
Если глаз робота должен рассматривать объект, движущийся в пределах поля зрения, то проектировщик может применить ряд способов его технической реализации. При сканировании неподвижного объекта, расположенного перед глазом, обычно производится быстрое скачкообразное движение; за ним следует период покоя, во время которого осматривается сцена, а затем происходит скачкообразный переход в следующую позицию. Этот способ используется человеком при чтении печатного материала.
В ряде случаев рассматривания движущегося объекта с целью удержания на сетчатке неподвижного изображения осуществляется движение головы [32]. Если голова удерживается от движения, действие становится более сложным.
Когда движения наблюдаемого объекта предсказуемы, например движения маятника, нетрудно следить за ним, вращая глазное яблоко. Очень может быть, что в этом случае нервная система человека использует фазовое опережение перемещения глаза по отношению к движению объекта величиной порядка 10°. К тому же амплитуда перемещения глаза немного превосходит перемещение наблюдаемого объекта.
Однако, если объект колеблется чаще одного раза в секунду, коэффициент передачи следящей системы быстро уменьшается и фазовый сдвиг быстро нарастает. Соответствующая передаточная функция может быть представлена как
1,08
‘ (1 + 7»2 (1 2КТр + Т*р2)" ’
где Т^0,1 с; К *=> 0,35 — коэффициент демпфирования.
В то время как это выражение хорошо согласуется с амплитудными характеристиками следящей системы, оно не согласуется с ее фазовыми характеристиками, полученными в результате измерений. Это расхождение может быть скорректировано введением дополнительного члена, имеющего значение ехр {рТг), где 7 ^
0,3 с.
В тех случаях, когда перемещения рассматриваемого объекта случайны и когда в процессе рассматривания движется голова, движения глаза становятся более сложными, чем можно было ожидать, хотя и тогда делаются попытки их математического описания.
Принято считать, что «глаз» робота должен располагаться в его «голове», что, конечно, совсем не обязательно. Имеется ряд преимуществ при расположении глаза на руке подвижного робота 238 при условии, что он может быть защищен от повреждения. Такое расположение может обеспечить очень гибкий вариант зрительного устройства, но требуемые системы управления должны быть более сложными, и маловероятно, что такой подход будет применяться в ближайшем будущем. С другой стороны, размещение глаза малого размера и массы на руке обычного робота может оказаться крайне полезным, даже если разрешающая способность будет весьма ограничена. Описан вариант размещения глаза в кисти робота [35].
В экспериментальных целях движение глаза человека обнаруживается регистрацией потенциалов, наводимых магнитным нолем в катушке, встроенной в контактную линзу [3]. Подобный метод может быть применен и для глаза робота.
Есть основания полагать, что по крайней мере некоторая часть обучения процессу видения осуществляется по мере развития организма человека. Один очень интересный факт, отражающий нашу точку зрения, состоит в том, что люди, потерявшие зрение в раннем возрасте и восстановившие его в результате хирургического вмешательства будучи взрослыми, испытывают сильные затруднения при визуальном различении геометрических фигур, которые они легко различают осязанием. Например, если таким людям показывают квадрат и треугольник, они, хотя и воспринимают последние как разные фигуры, не могут их различить до тех пор, пока не ощупают фигуры и не определят осязанием число углов. Опыты с животными, например с котятами, убедительно показали, что проходит некоторый процесс обучения, прежде чем зрительный образ связывается с осязанием и движениями тела, в котором участвуют мышцы животного. Может быть, мы еще слишком рано пытаемся создать распознающие обучающиеся машины, еще не способные к движению и связыванию его с визуальными входными сигналами. Очень может быть, что при рассматривании объекта движения мышц ассоциируются с наблюдаемым зрительным образом. Интересно отметить, что граница сетчатки, которая, по-видимому, играет важную роль в наведении глаза на интересующий объект, может иметь огромное значение для процесса обучения в дополнение к своей функции предупреждения о приближающихся объектах.
Успеху исследований движений глаза и головы, направленных на центрирование изображения на сетчатке, несомненно, способствовали работы по управлению движением телевизионной камеры в ответ на перемещения головы оператора. Первое устройство такого рода было создано Филсом в 1958 г. Оно имело относительно широкий угол зрения и низкую разрешающую способность, но, безусловно, продемонстрировало целесообразность такого подхода [4].
Позднее в Аргоне была создана более совершенная система [5, 6]. В ней сохранялась наводка трубки монитора на глаза оператора при поворотах головы на ±80° и наклонах ее от +45 до —30°. Экран монитора располагался в 60 см от лица оператора, в то время как камера помещалась в 100 см от исполнительного органа дистанционного управляемого манипулятора. Максимальная скорость поворота камеры и монитора составляла 30° в секунду.
Датчик, укрепленный на голове оператора, был уравновешен, так что последний испытывал лишь небольшое противодействие. Оказалось целесообразным введение зоны нечувствительности величиной 7—12°, так как это предотвращало раздражение оператора, вызываемое движениями монитора вслед за непроизвольными движениями его головы. Эти непроизвольные движения могут вызывать также искажения изображения из-за конечного значения постоянной времени видикона.
В более поздней работе камера следовала за движениями головы оператора в трех измерениях: из стороны в сторону, вверх и вниз, вперед и назад. Для устранения случайных движений здесь также была введена мертвая зона. Угол зрения составлял 30°. При работе с этой системой оказалось, что оператор может получить большую глубину видения (или трехмерную информацию) только за счет движений головы.
Максимальные угловые перемещения этой системы составляли ±90° при поворотах головы и ±45° при наклонах; максимальная скорость достигала 23° в секнуду. Диапазон перемещений из стороны в сторону и вперед-назад с максимальной скоростью 4 см/с имел величину порядка ± 30 см; движение вверх-вниз соответствовало отклонению на 30 см вниз от нормального положения, при этом максимальная скорость по-прежнему составляла 4 см/с.
Разработка подобных систем может служить примером при создании настоящих и будущих устройств для зрительных систем роботов.
Уолтер указал на то, что «решение» о движении глаз, по-видимому, сопровождается неким видом процесса гашения, исключающего подергивание картины при движении глаза [7 ]. Этот процесс отсутствует при пассивном движении глазного яблока. Такой процесс гашения желательно веєсти в зрительную систему робота.
Интересно отметить, что некоторый объем зрительного анализа может осуществляться мозгом вообще без участия движения глаз [8].
Рис высказал ценное соображение об использовании телевизионной камеры в качестве глаза робота и получил ряд экспериментальных результатов [18].