10.1. РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА
Прежде для достижения корректной работы устройств распознавания зрительных образцов человек настраивал их вручную. Эксперименты на так называемых обучающихся устройствах типа перцептрона включали определенные процедуры, посредством которых человек настраивал устройство на правильное распознавание. Хотя эти процедуры часто называли обучением, важно отметить, что операции, именовавшиеся «человек учит» или «человек руководит», по существу являлись операциями настройки.
Очень важно отметить, что, когда действительно обучающиеся машины будут построены, скорость обучения, вероятно, окажется сравнительно малой. Лучше всего это можно понять при рассмотрении того, как обучается выполнять визуальные операции ребенок; вопрос о постепенном совершенствовании зрения ребенка изучен достаточно хорошо.
Когда ребенок рождается, его глаза могут двигаться только вместе и объект фиксируется только на мгновение и монокулярно [1 ]. Близлежащие объекты фиксируются в возрасте одной недели, и лишь через несколько недель появляется способность фиксировать отдаленные объекты. Проходит около восьми недель, прежде чем глаза обретают способность взаимодействовать и появляется настоящее бинокулярное зрение. Однако лишь значительно позже, уже после шести месяцев, координация руки и глаза становится достаточной, чтобы схватить и поднять предмет. После этого координация постепенно совершенствуется и ребенок может поднимать все более мелкие предметы.
Кое-что о развитии зрения у человека мы знаем из опыта наблюдения за слепорожденными, зрение которых было восстановлено в зрелом возрасте [2]. Из опыта этого известно, что процесс обучения видению растянут во времени и протекает болезненно. Поэтому не следует ожидать слишком многого от робототехииче — ских обучающихся систем. Без сомнения, мы сможем добиться, чтобы они обучались быстрее, чем человек, но не следует думать, что процесс обучения будет быстрым и легким, если роботу предстоит научиться справляться со сложными заданиями, близкими к тем, которые выполняет человек.
Можно будет использовать робототехническое обучающее устройство, чтобы обучение робота проходило без вмешательства человека; процесс обучения не будет замедляться перерывами, связанными с необходимостью в сне и отдыхе, а лишь перерывами на профилактическое техническое обслуживание.
Имеются исследования [19—21] по прямой, неоптической стимуляции сетчатки глаза человека. Можно надеяться, что они 194 приведут к созданию искусственных глаз для слепых, однако работы в этом направлении еще очень много. Такие исследования окажутся полезными и при разработке «глаз» для робота.
В гл. 2 отмечалось, что от глаз к мозгу человека передается информация по двум из трех миллионов нервных волокон, несущих информацию в мозг. Вполне понятно, что для человека зрительная информация наиболее важна. Использование визуального входа у роботов, применяемых на практике, до сих пор было явлением необычным. Вполне возможно, однако, что в будущем это станет наиболее важным признаком нервной системы робота, и уже сегодня имеются данные об уменьшении стоимости глаз робота.