Машины, подобные «четырехножке», были названы антропоморфными за то, что они по форме походят на человека и дублируют его манипуляционные способности. Работы по антропоморфным машинам в значительной степени связаны с именем Мошера из фирмы «Дженерал Электрик». Еще совсем недавно предполагали, что обычная лопата может быть включена в категорию антропоморфных машин; утверждали также, что нетренированный человек вполне способен пользоваться лопатой. Сейчас от этого мнения отказались, о чем свидетельствует официально установленная подготовка, которую ввели на некоторых золотых приисках до того, как рабочие начнут считаться «специалистами по лопате». Однако, имеется много преимуществ в использовании машин для увеличения возможностей человека, и ряд работ в этом плане представляет интерес для робототехники. Например, машине, в отличие от человека, легко доступно непрерывное вращение отвертки.
Здесь, может быть, интересно будет упомянуть об опыте, приобретенном автором этих строк при работе на поточной линии. Мастер этой линии обладал изобретательным умом и изобрел новую отвертку, которая должна была революционизировать производство. Отвертка приняла вид стойки с ручкой, которая вращалась рукой, т. е. весьма напоминала точилку для карандашей. Ручка вращала вал, снабженный отвертывающим наконечником. Деталь, в которую должен был вворачиваться винт, нажималась в тиски, и винт наживлялся рукой; затем ручка, хотя к ней прикладывалось усилие, направленное в сторону, поворачивалась, винт вращался и ввинчивался в заготовку.
Вскоре я обнаружил, что это изобретение было в высшей степени неудачным, ибо не обладало никаким «чувством». У каждого примерно десятого винта я просто сбивал головку, оставляя тело винта бесполезно вставленным в деталь. Тогда я взял простую отвертку с храповиком и нашел, что трудностей стало намного меньше и что можно фактически удвоить производительность. Рабочий был раздосадован, когда убедился в этом, но я не был первым человеком, отказавшимся использовать его изобретение. Наиболее интересно здесь то, что изобретение не было 6* 163
удачным потому, что оператор не ощущал усилие, которое он прикладывал, и отсутствовал ограничитель типа предохранительной фрикционной муфты.
В программе CAMS исходили из того, что робот без «чувства осязания» срывал бы двери с петель, разрывал бы стулья при попытке поднять их и вдавливал бы пруток в трубу при попытке вставить его. Поэтому использование силовой обратной связи стало важнейшей чертой программы.
Одним из результатов этой программы был копирующий манипулятор «Хэндимэн» для использования, например, в атомной технике. У каждой из двух рук этого манипулятора 10 степеней подвижности и электрическое управление гидравликой. Руки оператора укладываются в мягкое крепление, называемое «каркас повторителя». Испытания «Хэндимэна» на операции вставления шпильки в отверстие показали необходимость использования силовой обратной связи к оператору в процессе обучения, так как без нее работа оказывается неустойчивой. При использовании силовой обратной связи время на выполнение задания было уменьшено наполовину, а расход мощности — в три раза, так что общее потребление энергии сократилось в шесть раз. В другом эксперименте этой программы голова оператора находилась на высоте около 4,5 м от пола; он стоял на двуногом сооружении, которое должен был удерживать в состоянии равновесия. Это управление осуществлялось сгибанием ног и изгибанием в талии. Некоторые операторы — и это понятно — так нервничали, что были не в состоянии сохранять равновесие, поэтому был сделан вывод о необходимости расслабления.
Экзоскелетон «Хардимэн» надевается на человека и предназначается для увеличения его мускульной силы. Он управляется гидравлически при давлении рабочей жидкости около 20 ООО кПа, и человек, в него одетый, может поднять груз массой 700 кг на высоту около 2 м, т. е. его мускульная сила увеличивается приблизительно в 25 раз. Работа над экзоскелетоном показала, что для каждой из его ног требуется как минимум пять степеней подвижности. Для сохранения равновесия при подъеме тяжелого груза длина ступеней может увеличиваться. Совершенно очевидно, что машина такого типа может быть построена высотой 6 или даже 10 м.
Другая работа в этой области — создание промышленного погрузочно-разгрузочного крана «Мэн-Мейта» [62, 64, 89]. Это была длинная рука с единственным локтевым суставом: плечевой сустав располагался на уровне пола. Эта суставная рука позволяла работать при максимальном перемещении 3,5 м и минимальном —
1,5 м и в то же время могла сгибаться в угле 220° (от упора до упора). Она могла удлиняться со скоростью около 0,45 м/с и поднимать груз со скоростью 0,6 м/с; скорость сгибания составляла 45° в секунду. Силовая обратная связь к оператору обеспечивалась по трем степеням подвижности и имела максимальное значе — 164 ние около 20 Н. Питание 10 кВ, трехфазное. Давление в гидросистеме составляло 12 ООО кПа, и движение блокировалось при исчезновении давления. В распоряжении оператора имелись вакуумная чашка, крюковой и механический захваты, рассчитанные на груз приблизительно 180 кг. «Мэн-Мейт» использовался для покрытия окунанием корпусов холодильника стекловидной эмалью, загрузки конвейера и погрузки бочек.
Описанный советским ученым, проф. Г. П. Катысом из Института проблем управления АН СССР метод передвижения лунных транспортных средств [54], по крайней мере, довольно необычен. Длинный стержень поддерживается двумя опорами А и В стержень выступает за опору у каждого конца. Тяжелый груз может скользить вдоль стержня от одного конца к другому. Когда груз достигает одного конца, скажем А, его вес вызывает подъем опоры на другом конце В. Стержень может теперь поворачиваться вокруг оставшейся опоры А как около центра, и опора В может быть поставлена в некоторую выбранную по окружности движения точку. Это действие затем может быть повторено, но уже с грузом, движущимся к другому концу стержня В, так что опора А может подниматься и перемещаться по окружности.