Для определения вектора Дфу статических ошибок положения, обусловленных податливостями механических передач привода, воспользуемся результатами работ [6, 25, 28], изложенными выше (см. гл. 6). Особенность их использования в рассматриваемой уточненной модели (см. рис. 7.2) связана с необходимостью учитывать различную нагруженность участков кинематических цепей из-за действия уравновешивающих устройств.
В связи с этим модель разбивают на две последовательные и-мерные подсистемы. Если статически уравновешены лишь к звеньев руки (к < п) и элементы приложения сил уравновешивающих устройств находятся между датчиками и звеньями скелета руки, то в первую подсистему входят к участков механических передач от звеньев руки до элементов приложения сил уравновешивающих устройств и (п — к) участков механических передач от неуравновешиваемых звеньев до валов датчиков обратной связи. Во вторую подсистему входят к участков механических передач от элементов приложения сил уравновешивающих устройств до датчиков обратной связи и (п — к) абсолютно жестких элементов (//= 0) на входах датчиков обратных связей, дополнительно вводимых в рассмотрение для сохранения размерности подсистемы и упрощения вычислительного алгоритма.
Напомним (см. гл. 6), что в координатах |/ реализуются условия статической развязки обеих подсистем. В результате суммарные статические ошибки положения вследствие податливости передач привода ПР, приведенные к валам датчиков (координатам |/), определяются выражением
дф/=р^п>+р;(фгр+^урХ
где i’v=diag(/1, /2, …, /„), F’=diag(/!, /2′, …, — диагональные [п х п]-
матрицы единичных податливостей в системе координат у для каждой из подсистем; ^ ур — n-мерные векторы нагрузок от гравитационных и уравновешивающих сил, приведенных также к валам датчиков (координатам |/).
Отметим, что в соответствии со сказанным для модели, представленной нарис. 7.2, УІ’,/4′,/5′ равны нулю.
Вектор Фур определен свойствами уравновешивающих устройств (см. гл. 6) и находится по формуле
Ф =гаг Г‘Р
^ур L"ypJ ГУР’
где Аур — [п х п]-матрица частных передаточных отношений, связывающая обобщенные скорости со скоростями rt элементов уравновешивающих устройств, К которым приложены СИЛЫ Рурі, Т. е. j/ = Аур г.
Вектор Фрр аналогично определен условием
^[p = [Arr, Qrp.
Для удобства составления программы последующих вычислений найдем компоненты вектора Qrp, используя выражение потенциальной функции Цр гравитационных сил
і=1
где Pj = rtijg — сила тяжести j-го звена; ntj — масса j-го звена; g — ускорение свободного падения; Rj = yj, Zj, і]Г — координаты центра масс j — го звена; ) — координата центра масс j-го звена вдоль оси Zq, т. е. элемент
третьей строки матрицы M0;Rзнак минус обусловлен отрицательным
направлением действия гравитационных сил в направлении оси Zq.
Приведение гравитационных сил к системе обобщенных координат q дает
Выполнив дифференцирование, получим
Qп» = — X pj [мо,-і(9мІ.-1,і/а^)мІ.+1>;.к;]2,
где |м0 fJ./9^,.)Mi+1 jRj J — составляющая по оси Z вектора, записан
ного в скобках (плечо действия силы, приложенной к j-му звену по отношению к і-му шарниру). Следует отметить, что погрешности вычисления обобщенных сил Qrpi(i = l, n), обусловленные использованием в матрицах преобразования координат М(_1>(- номинальных, а не фактических значений геометрических параметров аг, г„ а„ являются малыми и ими можно пренебречь.
Выше было показано (см. гл. 6), что определение вектора Дфз статических ошибок положения, обусловленных зазорами в элементах кинематических передач привода ПР между датчиками обратной связи и звеньями скелета руки, имеет особенности, связанные с "нелинейностью" поведения зазоров при действии нагрузок.
В этом случае изменения обобщенных координат не пропорциональны вектору обобщенных нагрузок с "коэффициентом пропорциональности", равным матрице единичных податливостей. И только условие статической развязки системы в координатах ф позволяет достаточно просто записать выражения для этого вида статических ошибок, приведенных к входным валам датчиков при нагружении системы силами и Фур (т. е. силами, приведенными к той же системе координат)
где Ду = diag(81,82,…,8„) и Д’^ =diag(8;,82,…,8′) — [и х и]-матрицы зазоров в системе координат ф для каждой из подсистем; и ^Jp+yp — векторы, элементы которых
y^sign^,, Ч^ур),. = sign(4%,. + Ч’ур,.).
Таким образом, при известных приведенных жесткостных характеристиках и величинах зазоров механических передач, гравитационной нагрузке и силах, создаваемых механизмом уравновешивания веса звеньев механической руки, можно вычислить вектор корректирующих поправок, компенсирующих статические ошибки положения рабочего органа манипулятора,
Дфс = -(Дф/ + Дф8) = -{Еч,[АгГ10П) + Е;[[АгГ10П)+[А^Г, Рур] + + Ду[[Аг]-1 Qpp] * + Д^[[АГ]-1 Qrp + [Аур]-1Рур] * J,
где
[[Ar)-‘Q4,]’=[sign[[Ar]-|Q^]],
Рис. 7.3. Функциональная блок-схема подсистемы компенсации ошибок, включаемой в устройство управления ПР |
[[A^Q* +[Ajpr1Pyp]’ =[sign[[Arr1Qrp + [Ajpr1Pyp]].
Полученные выше зависимости определяют все элементы корректирующей поправки к управляющей программе ПР, компенсирующей статические и геометрические ошибки положений рабочего органа манипулятора
Дф2=Дфс + Дфг.
Для повышения точности аналитически программируемого ПР в устройстве управления, а именно при переходе от исходной программы к управляющей, должны быть предусмотрены расчет и внесение в управляющую программу корректирующей поправки Дф£. Один из вариантов функциональной блок-схемы подсистемы устройства управления ПР, реализующей предлагаемые алгоритмы компенсации геометрических и статических ошибок положения, приведен на рис. 7.3.
В области блока компенсации геометрических ошибок положения блок — схема может быть несколько изменена. Для уточнения решения целесообразно использовать дополнительную итеративную процедуру: найденные корректирующие поправки Дq{, компенсирующие погрешности геометрических параметров звеньев руки, суммируют с номинальными значениями обобщенных координат qh их сумму принимают за "новые" номинальные значения q{. qt + Aqr Далее процедуру составления и решения системы (7.2) повторяют.
Полученные зависимости могут быть использованы для коррекции управляющей программы лишь при известных (паспортизированных) первичных ошибках Да,, Дth Да,-, Дуд (і = 1,п) изготовления, сборки и установки "нулей" датчиков положения, жесткостных характеристиках/-, f’ и зазорах 8„ 5- в механических передачах привода звеньев ПР. Поэтому важной
является задача разработки экспериментальных методов аттестации этих параметров.