Сложность реализации механизмов динамической развязки существенно зависит от выбираемой структуры робота. Иными словами, существуют структуры, в которых эта задача имеет простейшие конструктивные решения (в ортогональных структурах вообще без затрат, в плоских антропоморфных — за счет соответствующего распределения масс звеньев и построения кинематических передач привода), и структуры, требующие для динамической развязки создания сложных механизмов.
Естественно, что для практики наибольший интерес представляют структуры, в которых эффект динамической развязки достигается простейшими конструктивными мероприятиями. При этом наиболее предпочтительными являются те решения, в которых эффект достигается за счет
особенностей структуры и статического уравновешивания звеньев (как, например, для модели, представленной на рис. 8.3, а).
Исходя из изложенных выше результатов анализа, в качестве базовых элементов структуры целесообразно рассматривать разомкнутые кинематические цепи из трех звеньев, сочлененных двумя кинематическими парами пятого класса (см. рис. 8.2). "Достраивая" эти цепи звеньями и различными кинематическими парами, будем получать различные структуры, которые оценим с точки зрения сложности динамической развязки.
Для этого введем следующие степени сложности динамической развязки:
I — схемы, в которых развязка достигается только за счет структурных особенностей;
II — схемы, в которых для развязки дополнительно к I необходимо статическое уравновешивание звеньев за счет распределения их масс;
ІП — схемы, в которых требуется дополнительно к II обеспечить равенство моментов инерции относительно двух взаимно перпендикулярных осей (уравновешивание моментов инерции звена) за счет распределения масс звена;
IV — схемы, в которых дополнительно к III требуется введение специальных уравновешивающих механизмов с подвижными звеньями, положение которых зависит от конфигурации руки.
В соответствии с данной классификацией структуры из двух взаимно перпендикулярных поступательных пар могут служить примером схемы сложности I; структуры, приведенные на рис. 8.3, а, в — примеры схем II; структура на рис. 8.3, г — пример схемы ПІ; структура на рис. 8.3, б — пример схемы IV.
Роботы, применяемые в настоящее время для обслуживания станков, из — за упорядоченности рабочего пространства чаще всего имеют 4 степени подвижности, которые обеспечивают объемное движение и необходимую ориентацию захвата. Поэтому в упомянутой процедуре построения и оценки структур ограничимся структурами с четырьмя степенями подвижности и рассмотрением комбинаций любых двух базовых структур.
Полученные таким образом схемы представлены в табл. 8.3. На каждой 4 схеме указаны степени сложности в зависимости от расположения основания. Из всех возможных вариантов, различающихся параллельностью или перпендикулярностью осей смежных шарниров присоединенных друг к другу базовых структур, исключены те, которые не обеспечивают четырех степеней подвижности захвата как твердого тела.
Структуры, удовлетворяющие минимальной сложности II, выделены двойной рамкой, структуры сложности III, требующие уравновешивания моментов инерции только одного последнего звена цепи, выделены пунктирной рамкой и, наконец, штрихпунктирной рамкой выделены структуры (сложности III), наиболее распространенных моделей промышленных роботов. Заметим, что в моделях роботов PUMA и KUKA наблюдается тенденция к размещению масс звеньев, удовлетворяющему условию динамической развязки.
Очевидная рекомендация, вытекающая из проведенного рассмотрения, заключается в следующем. При выборе структуры робота для обслужи-
вания станка в первую очередь целесообразно выбирать в качестве альтернативных вариантов схемы с минимальной сложностью механизмов уравновешивания.
Рассмотрим подробнее одну из таких схем (рис. 8.22). Структура скелета механической руки по этой схеме соответствует структуре промышленных роботов: Scara, ТУР-2,5 и др. Однако в этих конструкциях идеи динамической развязки не реализованы в полной мере. Представим себе конструкцию, отвечающую рекомендациям, изложенным в настоящей главе и в предыдущих главах.
Выбранная структура скелета механической руки обеспечивает перенос объекта и его ориентацию в плоскости, перпендикулярной осям вращательных кинематических пар, и выход из этой плоскости перпендикулярно ей. Этим определен объем рабочей зоны.
Целесообразно расположить робот в пространстве так, чтобы оси вращательных пар были вертикальными. Тогда нетрудно за счет "структурной" развязки привода поступательного (вертикального) перемещения захвата и собственно привода захвата друг от друга и от остальных приводов
(например, так, как показано на рис. 8.23) полностью устранить статические нагрузки, обусловленные весом звеньев, весом объектов манипулирования1 и усилиями зажима объектов в захвате, на приводы перемещения и ориентации захвата в горизонтальной плоскости. Нагрузки на последние будут определяться (если пренебречь трением в подшипниках) только динамикой. Согласно концепции динамической развязки желательно:
а) центры тяжести захвата, ползуна 4 и объекта манипулирования располагать на оси третьей вращательной пары;
б) установкой противовесов на втором подвижном звене добиться его статической сбалансированности с учетом масс звеньев, образующих последующие кинематические пары, захвата и среднего по массе объекта манипулирования;
в) установить приводы и ориентации захвата на основании и связать их кинематическими передачами со звеньями так, чтобы матрица частных передаточных отношений была треугольной с единичными значащими элементами.
Рис. 8.22. Структура скелета механической руки, для которой требуются механизмы динамической развязки второй степени сложности
О — основание, 1, 2, 3 — звенья присоединяемые вращательными кинематическими парами, 4 — звено, присоединяемое поступательной кинематической парой (ползун), 5 — ведущее звено механизма захвата
Рис. 8.23. Кинематическая схема приводов поступательного перемещения захвата и собственно захвата 7 — плечо, 2 — предплечье, 3 — кисть, 4 — ползун, 5 — ползун механизма захвата, 6 — мотор-редуктор привода подъема захвата, 7 — поршень механизма подъема захвата, 8 — мотор-редуктор привода захвата, 9- трос привода захвата, 10- оплетка троса привода захвата, 11- направляющая шпонка, 12 — возвратная пружина привода захвата. Кинематические развязки приводов обеспечиваются, во — первых, возможностью относительного вращения поршня 7 механизма подъема и ползуна 4, а, во — вторых, тросовой передачей 9-Ю с пропущенным вдоль вращения кисти тросов 9, прикрепленным с возможностью вращения к ползуну 5 механизма захвата |
Рис. 8.24. Кинематическая схема приводов плеча, предплечья и кисти робота с указанием основных массо-инерционных параметров элементов |
Кинематическая схема этой части робота — плоский трехзвенный маятник с вынесенными на основание мотор-редукторами — представлена на рис. 8.24. От мотор-редукторов к звеньям механической руки протянуты приводные кинематические цепи, выполненные в виде гибких звеньев (тросов) и роликов, установленных на осях кинематических пар скелета руки. Частные передаточные отношения этих цепей равны единице. При этом система координат выходных валов приводов |/ характеризует абсолютные угловые перемещения звеньев скелета руки
Yi = <7i> Y2 = <7i+<?2> У і = Яі * Яг * Яз-
Используем в качестве приводов робота электродвигатели и редукторы. Очевидно, два привода — привод подъема и привод собственно захвата — можно и нужно установить на втором подвижном звене так, чтобы их массы служили противовесами. На рис. 8.23 в качестве уравновешивающих масс звена 2 использованы мотор-редукторы приводов подъема захвата 6 и собственно захвата 8. Кроме того, для исключения динамического влияния роторов этих двигателей на приводы перемещения захвата в горизонтальной плоскости оси роторов двигателей должны быть перпендикулярны оси второго шарнира. Передаточные отношения редукторов этих двух приводов определяются в основном статическими нагрузками. Их выбор при известных характеристиках устанавливаемых двигателей трудности не представляет. Чтобы установить влияние величин передаточных отношений редукторов в приводах с приближенной динамической развязкой (которые являются приводами перемещения и ориентации захвата в горизонтальной плоскости) на динамические свойства этой части системы и правильно выбрать передаточные отношения редукторов в этих приводах, необходим дополнительный более подробный анализ.
Для схемы, приведенной на рис. 8.24, выберем в качестве звеньев приведения масс и моментов инерции двигателей и редукторов первое подвижное звено руки и входные ролики приводных кинематических цепей. Положения этих элементов характеризуются координатами уь |/2, у3. Рассмотрим случай, когда не выполнены условия статического уравновешивания масс второго и третьего подвижных звеньев и, следовательно, не выполнены условия динамической развязки. На рис. 8.24 указаны все инерционные характеристики системы, учтенные при составлении выражения кинетической энергии
W = 0,5 [У? (7! + /пр1 + /") + j/2 (12 + /пр2 +1") + V3 {h + Аірз + К’) +
+ 2yly2Mllll2 cos(|/2 — |/,) + 2f {if гМ2ІхІі cos(|/3 — v|/x) +
+ 2j/2j/3A/2/2Z3 cos(|f3 — |/2)],
где
Ml=tn3+mc+m6+(p2/ l2)m2,
M2 = mc + (p3/l3)m3,
Ix= Ix + m, pf + (m2 + m’5 + m’6’+m6 + пц+ mc)lf,
I2 —I2 "і* Ш2Р2 Ч — wig Ч — /и^)/2 — I- /^j
h = h ^ЬРз ■*" mch ^6»
1npjt — ^дв/t ^ред к ’ 1,2,3).
Как видно, в принятых обобщенных координатах у диагональные элементы матрицы инерционных коэффициентов суть константы. Чем больше их значения по сравнению с амплитудными значениями недиагональных элементов, тем более динамически развязана система по этим координатам. Этот эффект зачастую усиливают электроприводы в робототехнических устройствах. Использование в качестве приводных высокооборотных электродвигателей требует установки редукторов с большим передаточным отношением 1реД =100-200. В этом случае даже при малом моменте инерции /д„ ротора двигателя приведенная к обобщенным координатам робота величина момента инерции ротора двигателя, равная 7прі (і = 1, 2, 3), соизмерима или даже превышает приведенные к обобщенным координатам инерционные характеристики звеньев системы и их изменения в процессе смены конфигураций. Это обстоятельство способствует приближенной динамической развязке системы по координатам у даже в случае, когда не выполнены условия статического уравновешивания третьего подвижного звена руки и второго звена с учетом присоединяемых к нему масс третьего звена и объекта манипулирования. Именно поэтому при электромеханическом приводе робота с большим передаточным отношением редуктора удается успешно применять автономные регуляторы [28] с неизменяемыми параметрами. Естественно, когда выполнено упомянутое уравновешивание, система полностью динамически развязана и выбор передаточного отношения редуктора следует проводить по динамическим требованиям к приводу каждой отдельной степени подвижности. При этом в зависимости от типа робота (цикловой, позиционный или контурный) меняются критерии и основные задачи синтеза привода.
Для робота с контурной системой управления основная задача синтеза следящего привода — обеспечение заданной точности воспроизведения программы движения при минимальных потерях преобразуемой энергии — рассмотрена в [27]. Специфическая задача синтеза привода циклового промышленного робота с рекуператором механической энергии, заключающаяся в обеспечении надежной работы при минимуме энергозатрат, рассмотрена в гл. 9 (книга 2).
Здесь мы в качестве примера рассмотрим некоторые задачи синтеза привода позиционного электромеханического робота. Пусть для привода робота по координате |/; при реализованных условиях динамической развязки с приведенным к выходному валу редуктора моментом инерции механической руки 7 = const (без момента инерции двигателя) по предварительно заданным среднему перемещению jjr., силе трения, режиму движения с
заданными постоянными ускорением и замедлением при нулевых начальных и конечных условиях ориентировочно определена необходимая мощность двигателя и выбран электродвигатель постоянного тока со следующими характеристиками: пусковой момент — Л7„; коэффициент вязкого трения — ki момент инерции ротора — 7ДВ; момент холостого хода Мхх. С учетом инерционных характеристик двигателя приведенный к выходному валу редуктора момент инерции системы по координате |f, будет 7 + 7дві2. Требуется выбрать передаточное отношение і редуктора таким, чтобы на заданном среднем перемещении j/y при нулевых начальных и конечных
условиях время движения было минимально. Справившись с этой задачей и сравнив полученное время движения с требуемым, после теплового расчета сделаем окончательный выбор двигателя.
Здесь нас будут интересовать лишь физические особенности процессов при решении поставленной оптимизационной задачи. Поэтому для простоты положим Мтр = Мхх = 0. Если бы комплектный электропривод обеспечивал постоянный момент, например М„, на выходном валу двигателя (неза — висимо от скорости последнего), то поставленная задача имела бы следующее очевидное решение.
Максимальные ускорения в системе, обеспечивающие минимум времени при релейном переключении управления (момента двигателя) на половине заданного перемещения, будут
Y, = Mn/(/+v2).
Найдем максимум xjjir., варьируя параметр і. Приравняв нулю производную последнего выражения по і, найдем условие экстремума
і=7щ;. (8.44)
В большинстве случаев в задачу комплектного электропривода не входит поддержание постоянного момента, а его статическая характеристика имеет вид, представленный на рис. 8.5. С учетом этого получается, что лишь на участках торможения момент двигателя постоянен и равен |МП |. На участках разгона движение по координате щ описывается уравнением
(7+7„/)X(/.+^V; = Mni.
При нулевых начальных условиях решением этого уравнения будет
¥. =^е~*,’,2’/(/+/дв‘2) -1^[МП(7 + /ДВ/2)/&|2і3] + Мпґ/кі.
В соответствии с этим решением для частного случая (I = 0,007 кг • м2,
М„ = 0,02 Н • м, 7ДВ = 0,29 • 10-5 кг • м2, кх = 7,5 • 10-5 Нм- с/рад) построим
кривые разгона для разных значений і (рис. 8.25, а). Для этого примера значение і (равное ~48), рассчитанное по уравнению (8.44), близко к оптимальному лишь на малых перемещениях. Как видно, большие смещения быстрее осуществляются в системах с меньшим передаточным отношением. При этом с увеличением к{ этот эффект проявляется резче (рис. 8.25, б).
Рис. 8.25. Графики разгона инерционного элемента двигателями с различными коэффициентами вязкого трения кх а-к =7,5 1<Г5 Н • м • с/рад; 6 — *, = 15 • 1СГ5 Н • м • с/рад при различных величинах передаточного отношения і редуктора: кривая 1 — і = 10, кривая 2-і = 20, кривая 3 — і = 30, кривая 4-і =40 |
Рис. 8.26. Зависимость минимальных времен с
перемещения инерционного элемента с нуле — 0,7 — выми начальными и конечными скоростями от величины передаточного отношения і редуктора
Очевидно, что решение задачи с учетом разгона и торможения для заданного перемещения Дф, приведет к
0,5-
оптимальному передаточному отношению іопт меньшему, чем следует из, , , ,
уравнения (8.44). Результаты расчета 0 10 20 30 40 »’
минимальных времен перемещения
системы на величину Д{г, = 2 рад для к =15 • 10-5 Нм — с/рад при различных передаточных отношениях і редуктора представлены на рис. 8.26. Видно, что оптимальное значение і равно ~20. Фазовый портрет движения системы при і = 20 представлен на рис. 8.27, а.
С увеличением передаточного отношения і уменьшается значение установившейся скорости при разгоне, а выход на нее становится более крутым. Для сравнения на рис. 8.27, б приведен фазовый портрет системы при і = 40. Усиливается также крутизна траектории на участке торможения. Несмотря на то, что общее время движения растет (за счет участка установившегося движения на небольшой скорости), максимальные значения ускорений при разгоне и торможении резко увеличиваются. Чтобы учесть этот факт, в системах с большим передаточным отношением редуктора необходимо программировать участки выхода на установившуюся скорость и торможения.
Уменьшение передаточного отношения редуктора позволяет смягчить процессы разгона и торможения и отказаться от программирования этих процессов. Наличие динамической развязки облегчает переход на низкие передаточные отношения редуктора (а в пределе — к безредукторному (і = 1) приводу позиционных роботов) и позволяет легко рассчитывать момент переключения. Конечно, для обеспечения достаточной точности позиционирования при малых рассогласованиях между программным значе-
Рис. 8.27. Фазовые портреты движения инерционного элемента при значениях передаточного отношения редуктора 20 (а) и 40 (б)
НИЄМ координаты |/упр И действительным положением системы Ур должна включаться следящая система. Тенденция к снижению передаточного отношения редуктора, связанная с использованием высокомоментных двигателей в робототехнике, привела к приводам, получившим название direct-drive — безредукторный привод. Действительно, достигнуто "качественное" повышение (в 3-4 раза) быстродействия промышленных позиционных роботов с таким приводом [30, 36]. Как следует из проведенного выше анализа, платой за повышение быстродействия является необходимость принудительного охлаждения двигателей, работающих не на номинальных режимах, а на пусковых и в режиме торможения, т. е. при больших токах.
[1]В теоретической механике [15] известно понятие числа степеней свободы, представляющего собой также число независимых параметров, однозначно определяющих положение системы. Это более общее понятие распространяется не только на механизмы, но и на любые системы.