Робототехнические устройства уже применяются в некоторых местах, где люди даже не замечают их появления. На новой линии лондонского метро используются самоуправляемые поезда [8, 9]. Само по себе это не ново [22], ибо уже на протяжении многих лет лондонское почтовое ведомство пользуется системой подземных поездов без водителей для перевозки почты между сортировочными участками [23, 34]. В настоящее время надежность автоматического поезда настолько высока, что обслуживающий персонал на линии «Виктория» состоит из одного человека, а его функции сводятся к простому наблюдению. Отправление и остановка поездов осуществляются автоматически, так же как ускорение и замедление движения. Если приборы сигнализируют опасность, поезд автоматически останавливается и возобновляет движение только тогда, когда появляется сигнал, указывающий, что путь впереди свободен. Стрелочник на этой линии заменен роботом с программным управлением, который всю неделю отправляет поезда по заданным маршрутам в соответствии с расписанием. Центральный пульт управления этой линией, находящийся в Юстоне, обслуживается персоналом из двух человек. Впрочем, они вмешиваются и берут на себя управление только в случае крайней необходимости. В остальном их задача сводится к наблюдению за работой робототехнической системы.
Пассажирам незачем размышлять о революционной сущности системы, осуществляющей их перевозку. На протяжении многих лет создание пассажирского робота-поезда считалось возможным, и вот, наконец, он существует. Интересно, сколько пройдет времени, прежде чем присутствие человека-машиниста в каждом поезде перестанут считать обязательным [56, 57, 73, 74]?
Во Вьетнаме перед пассажирским поездом пускали автоматический железнодорожный вагон, который использовался как для проверки пути, так и в целях защиты от возможных диверсий [60]. Такой робот может взрывать мины и сигнализировать машинисту следующего за ним поезда о любых препятствиях на пути. Он может двигаться со скоростью 65 км/ч. Этот вагон частично управляется идущим следом поездом: для командных
сигналов используется частота 144 МГц, для предостерегающих сигналов—27 МГц. Эту разработку предполагается использовать и для других целей, часть которых относится к более мирным областям [61]. Автор был, например, свидетелем применения вагонетки с дистанционным управлением на частотах порядка 60 МГц для доставки пассажиров по воздушной канатной дороге к нефтяной скважине в океане.
Первые модели бортовых миноискателей автоматически приводили в действие тормоза «джипа», как только на дороге обнаруживалась мина [65]. В Северной Ирландии использовалось робототехническое средство, известное под названием «Иешуа», которое дистанционно управлялось посредством гибких проводов. Как только возникало подозрение, что в брошенном автомобиле находится мина-ловушка, «Иешуа» подкатывал к этому автомобилю, разбивал оконное стекло и бросал внутрь пакет со взрывчаткой, которая уничтожала автомобиль вместе с его смертоносным содержимым.
Существуют отдельные проекты создания высокоскоростных пассажирских транспортных средств, управляемых роботом [25, 25а, 26, 29, 36, 41—43]. Представляется, однако, несколько преждевременным обсуждать способ управления автомобилем, в котором предполагается присутствие пассажиров и который движется по дороге шириной 12 м и со скоростью 50 км/ч без водителя. Такое транспортное средство каждую секунду покрывает расстояние в 14 м, т. е. большее, чем ширина дороги, и, управляя им, водитель должен видеть как можно дальше, чтобы избежать катастрофы, что непременно должно быть принято во внимание при теоретическом исследовании вопроса. Надежда на высокую скорость реакции представляется весьма шаткой, поскольку игнорируется не только практическая невозможность создания механизма, имеющего столь гибкое управление, но и истннная природа контакта между колесами и дорогой. В дождливую погоду, как мы знаем, управление может быть потеряно.