Скелет руки робота представляет собой пространственный механизм, конфигурация которого определяет положение исполнительного органа в пространстве. Будем рассматривать скелет руки как цепочку п жестких шарнирно-связанных звеньев, соединенных между собой вращательными и поступательными кинематическими парами пятого класса. Первое звено цепочки также с помощью кинематической пары пятого класса связано с основанием.
Конфигурация образованного таким образом механизма определяется однозначно относительными положениями смежных звеньев, включая положение первого звена относительно основания. Поэтому переменные параметры, характеризующие эти положения звеньев, могут быть приняты за обобщенные координаты qt. По определению [3, 4] число таких независимых параметров есть число степеней подвижности механизма. Таким образом, для рассматриваемой разомкнутой кинематической цепи число степеней подвижности равно числу подвижных звеньев скелета механической руки. В дальнейшем под числом степеней подвижности робота понимается именно число степеней подвижности скелета его руки в предположении абсолютной жесткости звеньев и идеальности кинематических пар[1].
При рассмотрении моделей механизмов с учетом нежесткости звеньев, зазоров и упругостей в кинематических парах число степеней свободы системы всегда превышает число степеней подвижности исследуемого механизма. Они совпадают, если рассматриваемая модель находится на уровне кинематической структуры с идеальными звеньями и шарнирами.
Для формализации описания механизма, необходимой для решения задачи о его положении, скоростях и т. д., с каждым звеном скелета руки свяжем правую систему координат, в которой определены все точки данного звена, в том числе положения осей предыдущей и последующей
кинематических пар. Если задаться величиной смещения qt в /-й кинематической паре, то положение одной системы координат относительно предыдущей будет полностью определено.
Для вычисления координат точек j-го звена в (і — 1)-й системе координат воспользуемся матрицами размером [4×4], преобразующими так
называемые однородные координаты точек трехмерного пространства [1, 18]. Эти матрицы оказались чрезвычайно удобными при исследовании пространственных механизмов с низшими кинематическими парами [12, 13, 23, 24], в том числе промышленных роботов [21, 22], так как позволяют описывать не только поворот вокруг координатных осей, но и смещение начала координат, а при многократных преобразованиях действия над такими матрицами сводятся только к их умножению.
В частном случае однородных координат (когда при переходе из одной системы координат в другую масштаб не меняется) имеет место простое и физически понятное матричное соотношение, определяющее переход из і-й системы в (»- 1)-ю:
4-і" |
cos(X1_,,X1) |
cos(X(_,,^) |
cos(X,._,,Z,.) |
V |
||
Уі-1 |
cos(l^_,,X1) |
cosiY^) |
cos(^_„Z,.) |
Уі-i, i |
Уі |
|
zi-1 |
cos(Z,._j, Xj) |
cos(Z,_1,XI) |
cos(Z1._„Z() |
Zi-U |
» h |
|
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
где ху = [д^ yjt ZjV — вектор-столбец координат точки в 7-й системе; х,_, , = = [*і-і, і > Уі-,і у 2і-і, і >]г- вектор-столбец координат начала і-й системы в (і — 1)-й системе координат; подматрица Км>, размером [3 х 3], образованная
направляющими косинусами, определяет поворот і-й системы относительно (і — 1)-й. В сокращенном виде это матричное преобразование представляется так
Хы = М,_их,,
Обратный переход из (і — 1)-й системы в і-ю определяется аналогичным матричным соотношением:
Отметим, что матрицы Мц,- и М,,_, являются взаимообратными, т. е.
и часто их удобно вычислять, не прибегая к правилам обращения матриц, а с помощью формулы
КГ-W |
7 a 1 |
0 0 0 |
1 |
При последовательном переходе по цепочке шарнирно-соединенных звеньев, например от л-й системы координат (л-го звена) к нулевой (связанной с основанием), формула перехода имеет вид произведения матриц
Xo = MoilMlj2..JMn_ljnxn =М0,пх„. (3.1)
Очевидно, структура матрицы М0„ идентична указанной выше структуре матриц-сомножителей М,_,При большом числе переходов-преобразований каждый элемент матрицы М0п представляет собой громоздкое выражение. Для проверки правильности вывода подматрицы К0,„ в матрице М0„ удобно пользоваться следующими правилами:
а) сумма квадратов элементов, содержащихся в одной и той же строке или в одном и том же столбце, равна единице;
б) сумма произведений соответственных элементов двух строк или двух столбцов равна нулю.
Если системы координат, связанных со звеньями модели задавать произвольно, то каждая из матриц Мм>, будет содержать 6 параметров привязки i — й координатной системы к (і-І)-й — три линейных и три угловых (углы Эйлера). Для рассматриваемой модели скелета руки эти параметры не являются независимыми: каждое звено — два условия жесткой связи линейного и углового относительного положения двух осей предыдущей и последующей кинематических пар. Данное обстоятельство вынуждает искать и назначать такие системы координат, связанные со звеньями, для которых каждая матрица М*_,, будет содержать только 4 независимых параметра: два линейных и два угловых. Следствием этого станет упрощение выражений в Мм; и облегчение аналитического и численного исследования не только кинематики, но и статики и динамики механизма. В настоящее время широкое распространение нашла система, предложенная в работах [21, 23].
Рассмотрим общий случай расположения осей двух последовательных кинематических пар в пространстве. Проведем через оси двух соседних кинематических пар две параллельные плоскости Р, и Р’ (рис. 3.1), удаленные друг от друга на величину наикратчайшего расстояния а, между этими двумя осями. Центр г-й системы координат расположим в плоскости Р, в точке пересечения линии наикратчайшего расстояния с осью (і + 1)-й кинематической пары. Ось X,- совпадает с линией наикратчайшего расстояния и направлена от /-й к (і + 1)-й паре. Ось Z, совпадает с осью (г + 1)-й кинематической пары и направлена так, чтобы глядя с оси X, поворот оси Z, относительно оси Z,_! на угол скрещивания осей пар а,
осуществлялся в положительном направлении (против часовой стрелки). Направление оси Yt выбирается, исходя из правой системы координат. При таком построении расстояние между началом (і + 1)-й системы координат и точкой пересечения осей X,- и Z,_] в общем случае будет равно некоторой величине tt. Положение ї-го звена определяется также углом q( поворота оси X, вокруг оси Z,_отсчитываемым от оси Х/_].
Свяжем абсолютную (і = 0) правую систему координат с основанием, направив ось Z0 вдоль оси первой кинематической пары. Конкретизируем также положение п-й системы координат, связанной с исполнительным органом-захватом, так, чтобы ось Х„ была параллельна плоскостям губок захвата, а ось Уп, перпендикулярна им. Полюс п-й системы координат расположен в центре между губками захвата. В принятой системе обозначений матрица перехода от i-й к (і-І)-й системе координат имеет вид
cos qt — cos а і sin q. sin a, sin q. a{ cos q. sin q. cos at cos qt — sin a, cos q. a{ sin q. |
cos a, 0 |
Таким образом, положение звена і (і-й системы координат) относительно звена /-1 ((/—1)-й системы координат) определяется четырьмя параметрами: ап ti9 ос,, qt. В случае вращательной кинематической пары обобщенной координатой будет q. =q. в случае поступательной — q{ = th Параметры а{ и а і всегда являются константами и определяют длину звена скелета руки и угол скрещивания двух соседних осей пар. При описанном способе назначения систем координат всегда > 0, а знак г, определяется в
(/-1)-й системе по направлению оси ZM.
В промышленных роботах оси смежных кинематических пар, как правило, или параллельны, или взаимно перпендикулярны (в основном такие схемы и рассматриваются в дальнейшем). Кроме того, стремление к упрощению конструкции и алгоритмов управления часто приводит к вариантам схемы с = 0 или tt = 0. Эти важные для практики частные случаи схем и
матриц преобразования для вращательной пары приведены в табл. 3.1, а для поступательной пары — в табл. 3.2. Отметим, что в случае вращательных пар с параллельными осями (а, = 0) значение /, четко не определено и может
назначаться произвольно, исходя из удобства дальнейшего анализа или вычислений. В частности, за счет смещения і-й системы координат вдоль оси (і + 1)-го шарнира можно всегда получить г,- = 0.
Матрицы, приведенные в таблицах удобны при формализации вывода математических соотношений для описания положения звеньев робота в пространстве по кинематической схеме его скелета.