При работе червячной машины в цилиндре создается большое давление. Радиальная составляющая этого давления воспринимается толстостенным цилиндром, а осевое давление воспринимается упорным узлом и является силой, обеспечивающей процесс выдавливания расплава через головку машины. В червячных машинах рекомендуется применять такие упорные подшипники, которые обеспечивают достаточные коэффициенты запаса прочности по отношению к усилиям, действующим в рабочем цилиндре.
По способу крепления червяков различают машины с плавающими червяками, у которых червяки свободно лежат в цилиндре и “всплывают” при прохождении материала; машины с консольными червяками, у которых червяки жестко фиксируются относительно цилиндра с соответствующей посадкой в приводном шпинделе, и машины с двухопорными червяками, у которых червяки обоими концами опираются на подшипники. В последнем случае происходит поворот потока расплава и осуществляется радиальный отвод материала. При этом необходимо устанавливать уплотнение в виде сальника или обратной резьбы, которое предотвращает прохождение расплава вдоль червяка в передние подшипники.
Узлы подшипников и крепление в них червяка должны обеспечить строгую соосность червяка и цилиндра (ибо в противном случае возможны задиры червяка и корпуса), легкость демонтажа и выемки из машины червяка для его очистки или замены, достаточно надежные уплотнения узлов подшипников, которые препятствовали бы попаданию в них материала и исключали бы просачивание смазки из подшипников в зону переработки.
Весьма важным является обеспечение надежности и долговечности работы подшипникового узла, учитывая значительные осевые нагрузки, передаваемые червяками на радиальные и особенно упорные подшипники.
Конструкция узла установки червяка в подшипниках изображена на рис. 6. Втулка 7 червяка является в то же время полым валом двухступенчатого цилиндрического редуктора. Червяк 2 устанавливается во втулку (вал редуктора или шпиндель) по скользящей посадке на призматической шпонке. В данной конструкции предусмотрена зона раздела, наличие которой исключает попадание перерабатываемого материала в подшипниковый узел. Осевое усилие передается от червяка 2 через установочную втулку 3 на вращающуюся втулку и кольцо упорного подшипника 5. Эта конструкция может применяться в одночервячных машинах при любых осевых нагрузках, от величины которых будет зависеть выбор упорного подшипника 5.
С точки зрения конструирования размеры подшипника не лимитируют компоновку этого узла. Однако при проектировании его для двух — или многочервячных машин такую конструкцию установки каждого вала можно применять в случае небольших размеров червяков и осевых усилий, чтобы выбранные подшипники могли “вписаться” в расстояние между двумя валами (втулками червяков).
1 — корпус машины; 2 — червяк; 3 — установочная втулка; 4 — уплотнение подшипников; 5 — упорный подшипник; 6 — радиально-упорный подшипник; 7 — втулка; 8 — корпус редуктора.
Рис. 6. Узел установки червяка в подшипниках одночервячной машины.
Если осевые усилия велики и подшипники выбранных размеров установить нельзя, то для двухчервячных машин в качестве радиальных применяют игольчатые подшипники, отличающиеся высокой несущей способностью при малых размерах в радиальном направлении, а в качестве упорных подшипников применяют многокаскадные подшипники скольжения или ради-ально-упорные подшипники качения.
Конструкция многокаскадных подшипников обеспечивает приблизительно равномерную нагрузку осевым давлением всех подшипников, установленных последовательно.